Эфир форума

1
Секреты успеха лучших клиник
Последний: Прогресс
Топикстартер: Прогресс

1
Медицинское право. Семинар в Новосибирске
Последний: Прогресс
Топикстартер: Прогресс

3
Зрение "-1,5" стоит ли носить очки?
Последний: Люлько Олег Михайлович
Топикстартер: Кузьмин Андрей

1
Гимнастика как целительная часть медицины
Последний: Прогресс
Топикстартер: Прогресс

1
Как повысить доход от платных медицинских услуг?
Последний: Прогресс
Топикстартер: Прогресс

1
Экономика, право, бухучет в организациях здравоохранения
Последний: Прогресс
Топикстартер: Прогресс

1
Фармацевтический бизнес. Эффективная реклама, маркетинг и PR
Последний: Прогресс
Топикстартер: Прогресс

1
«Персонал в медицинской организации». Тренинг
Последний: Прогресс
Топикстартер: Прогресс

1
Бухучет и налогообложение медицинских учреждений в 2012 году
Последний: Прогресс
Топикстартер: Прогресс



Организация здравоохранения
Люлько Олег Михайлович
Люлько Олег Михайлович, сообщений на форуме: 8
Организация здравоохранения
Регистрация: 17/06/2011
Сообщений: 8

17/06/2011

Сейчас очень многие и очень много пишут о реформе в медицине. Пишут и врачи, и журналисты, и ученые и обычные граждане. Поднимаемые вопросы актуальны и правильны. Действительно, как может существовать медицина, когда государство выделяет «крохи» из бюджета на больного и самого врача. Открыт вопрос и о страховой медицине, «институте» семейных врачей.
То есть, тема для разговора большая. Обсуждаемые проблемы одни и те же. Я же хотел заострить ваше внимание на тех бесспорных моментах, о которых мало кто, когда задумывался. А, если и задумывался, то не находил практического разрешения данной проблемы.
Начнем с вопросов подготовки медицинских педагогических кадров. Чтобы поступить в аспирантуру - необходимо, на конкурсной основе, показать выдающиеся знания по специальности, философии и иностранному языку. И вот перед нами аспирант медицинского вуза. Через три года - кандидат медицинских наук и, конечно, преподаватель одной из кафедр этого же вуза. Еще через 5-10 лет докторская диссертация и, там не за горами звание профессора. Правильно? Правильно. Но, кто, когда-нибудь у этого новоиспеченного ученого, впоследствии маститого профессора оценивал его педагогические способности, его психологические данные, его ораторские возможности? Никто. А ведь помимо набора знаний, их в вузе еще необходимо уметь донести до слушателей. Каков выход? Необходимо ввести при поступлении в аспирантуру, приеме на преподавательские должности систему оценки педагогических способностей, психологических качеств кандидатов.
Обучение студентов. Главная заслуга лечебного факультета медицинского вуза – это на основе овладения необходимого оптимума знаний, навыков привить студенту клиническое мышление. Всегда в этом случае показателен следующий пример. Один студент день и ночь проводит в «анатомичке» - итог: неутешительные познания в анатомии. Другой - раз взглянув в атлас Синельникова, без запинки рассказывает о расположении, например, элементов сосудисто-нервного пучка. Как это объяснить? Очень просто. Проведем аналогию. Чтобы стать летчиком, необходимо иметь отличное здоровье, обладать высокими морально-волевыми, психологическими качествами. В результате медико-психологического отбора мы имеем, например, 100 молодых людей пригодных к летному обучению. Но становятся летчиками единицы. В чем секрет? В свое время корифей авиационной медицины академик В. Пономаренко ввел для таких случаев понятие «чувство самолета», и «образ пространственного положения». Когда будущий летчик научится их распознавать, ими управлять, только тогда он может стать летчиком. Точно также и в медицине, когда у студента, врача появится образ клинического мышления, «чувство больного», тогда можно говорить о надбавках к зарплате, о семейной и страховой медицине.
Мы говорим о развитии семейной медицины. О чем можно говорить? Классическая пословица гласит: «Все новое – давно забытое старое». Семейная медицина существовала давно у нас в стране и существует. Посмотрите на военную медицину. В 80-х годах прошлого столетия в военно-медицинской академии, на военно-медицинских факультетах институтов обучение длилось 6 лет. Никакой интернатуры, ординатуры. Далее – войсковое звено. Пример из жизни воинского гарнизона, расположенного в отдаленном районом центре. В части медицинский пункт с лазаретом на 25 коек для солдат. Один госпиталь расположен в 60 км от места службы, другой – в 50 км. Кого лечит военный врач? Все взрослое население - офицеров, членов семьи офицеров, детей, домашних животных (собаки, кошки). Через два года врач проходит специализацию по одной из медицинских дисциплин. Далее, опять – войсковое звено. Объем медицинской помощи – от амбулаторной хирургии (вскрытие панариция, удаление зубов) до расшифровки электрокардиограмм, лечения пневмоний и т. д. Военный врач в части и терапевт, и педиатр, и эпидемиолог одновременно. Через каждые последующие пять лет службы - очередная специализация по избранной специальности или по любой другой. Если посмотреть личные дела каждого офицера-медика, то нередко можно встретить у него наличие специализации по двум, трем и более медицинским дисциплинам. Т.е. в соответствии с законодательством один и тот же врач может работать, например, дерматологом, терапевтом, окулистом и т.д. Как - то в одной области проходил областной конкурс семейных врачей. Из трех номинаций два победителя были бывшие военные врачи. О чем это говорит? Это говорит о том, что элементы семейной медицины уже давно используются в нашей стране, нужно изучить особенности их применения, а не открывать для себя Америки. Никто не оспаривает существование интернатуры, ординатуры. Но, скорее всего, в этом случае необходимо ориентироваться не за зарубежные каноны (пресловутый Болонский процесс), а на отечественные приоритеты.
Много еще таких вроде бы небольших нюансов, не учет которых еще долго не даст положительных результатов в реформировании отечественного здравоохранения.